Евгений базаров и павел петрович кирсанов спор

Спор поколений: Базаров и Павел Петрович Кирсанов (по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”)


Он — нигилист, а это значит, что он ничего не принимает на веру, для него не существует признанных авторитетов: “Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным… В теперешнее время полезнее всего отрицание, — мы отрицаем”. Поэзия и искусство, по мнению Евгения, бесполезные занятия, поэтому он отвергает их не задумываясь. Своеобразно и его отношенйе к природе, которая для него лишена романтической таинственности и загадочности: “Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней — работник”.

Все на свете Базаров хочет проверить опытным путем, доверяя лишь разуму и эксперименту, отвергая чувства, поэтому часто говорит вещи не только неприятные, но и обидные окружающим. Бесконечно веря в науку, которая, как ему кажется, поможет человеку проникнуть во все тайны жизни, Базаров считает, что личностные различия между людьми — такая же “гниль и художество”, как и искусство, “романтизм”: “Все люди

Словесник

Я считаю долгом объявить вам, что я этого мнения не разделяю.

Смею сказать, меня все знают за человека либерального и любящего прогресс; но именно потому я уважаю аристократов — настоящих. Вспомните, милостивый государь (при этих словах Базаров поднял глаза на Павла Петровича), вспомните, милостивый государь, — повторил он с ожесточением, — английских аристократов.

Они не уступают йоты от прав своих, и потому они уважают права других; они требуют исполнения обязанностей в отношении к ним, и потому они сами исполняют свои обязанности. Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.

— Слыхали мы эту песню много раз, — возразил Базаров, — но что вы хотите этим доказать? — Я эфтим хочу доказать, милостивый государь (Павел Петрович, когда сердился, с намерением говорил: «эфтим» и «эфто», хотя очень хорошо знал, что подобных слов грамматика не допускает. В этой причуде сказывался остаток преданий Александровского времени.

Отцы и дети — Евгений Базаров и Павел Кирсанов

Представитель рафинированного дворянства, аристократизм которого доходит порой до абсурда, Павел Петрович придерживается наиболее консервативных принципов. Этот консерватизм в некоторых случаях доводится писателем до комизма.

В чем причина столкновений «отцов» и «детей»?

В чём они схожи и чем различаются? Ответы на эти вопросы поможет найти сопоставление представителей разных поколений — Базарова и Павла Кирсанова.

Их несомненное сходство – взаимная неприязнь. У Павла Петровича она так сильна, что он идёт даже на нарушение правил этикета, не подав Евгению руки при встрече.

Базаров, вначале спокойный и равнодушный, по мере усиления споров с Павлом Петровичем начинает раздражаться, перебивать его, «презрительно усмехаться». Базаров отрицает принципы, без которых Кирсанову «шагу ступить нельзя», но в то же время он сам имеет убеждения, неприемлемые для Павла Петровича. Каждый из них строго придерживается своих принципов.

Спор Базарова и Павла Петровича. О чем спорит Базаров и Павел Петрович?

А как интересны споры между Базаровым и Павлом Петровичем!

«Таблица» их взаимоотношений включает в себя противопоставления даже по внешнему облику.В то время как рассказчик замечает эти бросающиеся в глаза детали, Базаров сразу же угадывает в Павле Петровиче человека, который слишком много о себе возомнил. В глазах Евгения Васильевича его гордыня необоснованна и абсурдна. Спор Базарова и Павла Петровича, их противостояние, таким образом, начинается с самого знакомства персонажей.Когда мы узнаем немного больше о прошлом этого отставного военного, мы начинаем лучше понимать, почему он ведет себя таким образом.

Этот военный был любимым сыном генерала Кирсанова и, в противоположность своему брату Николаю, всегда был человеком действия. К двадцати семи годам Петр Петрович уже являлся капитаном в русской армии.

Он знал, как держать себя в высшем обществе, и пользовался популярностью у женщин.

Спор Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова (конспект)

Он считает себя представителем народа. Всё, чем восхищается Кирсанов, Базаров считает временным явлением.

Мужик пока ещё не понимает собственного положения, своих интересов, но Базаров народные интересы понимает. Вера, покорность, доверчивость – временное состояние народа, дух отрицания свойствен русскому народу. Своё отрицательное направление Базаров считает проявлением народного духа.

III. Что такое отрицательное направление Базарова?

Страшно то, что говорит Базаров, когда речь идёт о религии. Он всё отрицает, но ведь надо же и строить. Нигилизм для Павла Петровича явление неприемлемое, нигилисты никого не уважают, они дурные и безнравственные люди. В России им делать нечего, Базаровы не нужны, «их всего четыре с половиной человека».
Но, по мнению Базарова, «…от копеечной свечи Москва сгорела», «… нас не так мало», и нигилисты — первый огонёк, от которого вспыхнет огромное пламя.

Анализ спора Базарова и Павла Петровича

Конкретных представителей лагеря Павла Петровича Тургенев назвал в письме Случевскому: «Столыпин, Есаков, Россет.

лучшие из дворян.» За спиной Базарова — «все истинные отрицатели. Белинский, Бакунин, Герцен, Добролюбов, Спешнев и др.», и Чернышевский, и Писарев, и весь демократический революционный лагерь русской интеллигенции.

Естественно, что и взгляды на жизнь двух героев должны оказаться противоположными. Это обнаруживается не только в моменты прямого столкновения, но и в высказываниях героев друг о друге. Можно составить сравнительную таблицу суждений Базарова и его противника, используя цитаты и уточняя формулировки.

Важно при этом осмыслить суть спора. Базаров оценивает современное состояние государства и общества негативно. Он готовится к разрушению этого устройства, пока что отрицая всё существующее. Кирсанов выступает в роли защитника устоев. Проигрыш его в этой роли очевиден (комментированное чтение реплик диалога и разбор авторских ремарок вполне выявляет это).

Спор Базарова и Кирсанова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Помогает выявить взгляды, которых придерживаются Базаров и Кирсанов, спор.

Таблица, представленная ниже, отображает суть этих противоречий. И если копнуть глубже, то можем заметить, что здесь есть и идиллия семейного счастья, и интриги, и эмансипация, и гротеск, и вечность природы, и размышления о будущем.Евгений Базаров оказывается в эпицентре когда соглашается вместе с университетским другом Аркадием приехать в гости в Марьино.

В доме товарища атмосфера сразу не заладилась.

Манеры, внешний вид, расхожесть взглядов − все это провоцирует взаимную антипатию с дядей Аркадия. Дальнейший спор Базарова и Кирсанова разгорается из-за множества тем: искусства, политики, философии, русского народа.Евгений Базаров − представитель поколения «детей» в романе. Он − молодой студент с прогрессивными взглядами, но при этом склонен к нигилизму, что порицают «отцы».

Тургенев будто нарочно одел героя нелепо и небрежно.

Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов в идейном споре «Отцы и дети»

В центре внимания писателя — конфликт между Евгением Васильевичем Базаровым и Павлом Петровичем Кирсановым.

Евгений Базаров предстает перед нами не очень учтивым, не поддающимся на разного рода лесть и похвалу человеком. Он сразу чувствует характер собеседника. Представился он просто: “Евгений Васильев”, — и сразу услышал в ответ: “.любезный Евгений Васильевич.” От таких слов лицо Базарова передернулось.

Ах, как любят у нас лицемерить! Внешность Евгения лишь подчеркивает его характер.

“Длинное и худое, с широким лбом лицо. выражало самоуверенность и ум”. И вот перед Базаровым предстает Павел Петрович: “Лицо его, желчное, но без морщин, необыкновенно правильное и чистое”.

Кажется, будто он всю свою жизнь только и занимался тем, что следил за своей красотой и элегантностью.

О его жизни в молодости мы узнаем только, что он имел огромный успех у дам, а с одной из них у него был роман.

«Значит, вы все отрицаете?» (Базаров и Павел Петрович Кирсанов)

Мать его хоть и была дворянкой, Евгений не относит себя к этому сословию.

Быт и одежда мужчины простые. Он, как и отец, лекарь. Базаров твердо уверен, что человек должен приносить пользу обществу, поэтому посвящает все свое время врачебной практике и естественным наукам.

Жить праздной жизнью, как Павел Петрович, Евгений не привык. Отдых, по его мнению, – удел лентяев.

Даже поверхностные наблюдения дают возможность представить, насколько разные эти люди. Конфликт обостряется, когда мужчины начинают «делиться» своими взглядами на различные актуальные проблемы. Павел Петрович доказывает, что аристократы заслужили свое положение в обществе своей нравственностью.

Он уверен, что жить нужно принципами, ориентироваться на традиции и закоренелые нормы. Евгений Базаров все это отрицает. Даже слова «аристократизм, либерализм, прогресс, принципы» он считает бессмысленными и бесполезными.