Оглавление:
Оцените определение: ↑ Отличное определение — Неполное определение ↓ Источник: концентрированно может быть определена выражением «Мертвые прав не имеют»; человек рожденный обладает не правами, а свойствами — это то, что дано ему природой. Общество дает ему защиту в тех пределах, которые в состоянии обеспечить, и общество же обременяет человека опасностями и обязанностями. Соотношение между обязанностями, опасностями и защитой регулируется институтом морали и, там где она не справляется, права. Существуют формальные (декларированные) и реальные (те, которые человек в состоянии реализовать на практике) права, находящиеся в определенном соотношении.
В соответствии с философией права «мертвые прав не имеют». Права имеют только живые. Право — договор между обществом и его членами.
Так как в соответствии с институтом права общество берет на себя часть функций по защите человека от
Такое понимание права как некоторой целостности, состоящей из правовой сущности и форм ее проявления (из правовых явлений), предполагает и включает в себя определенную концепцию различения и вместе с тем сочетания сущности и явления в праве, сущности права и правовых явлений, права как внутренней сущности и права как внешнего явления.
Поэтому в самом общем виде можно сказать, что предметная область философии права как науки (отдельной самостоятельной научной дисциплины) — это право как сущность и право как явление в их различении, соотношении (совпадении или несовпадении) и искомом единстве.
Существенное своеобразие такого различения и соотношения сущности и явления в сфере права обусловлено тем принципиальным обстоятельством, что научно постигаемая сущность права (право как сущность) носит объективный характер, а право как явление носит официально-властный (и в этом смысле субъективный) характер, зависит от воли, усмотрения и возможного произвола субъектов официальной власти.
В их основе часто лежали моральные и религиозные представления, объективировались хозяйственные и военные навыки и знания. Обычаи способствовали нормированию укорененных в обществе правил привычного поведения. На ранних стадиях возникновения социальных норм обычай с помощью культовых и обрядовых действий закреплял и проводил в жизнь мифологические воззрения, принимаемые в данном обществе.На поздних стадиях первобытнообщинного строя и особенно при переходе к государственной организации нормы первобытных обычаев закреплялись возникающими государственными структурами, из привычных неосознаваемых регуляторов поведения превращались в публично осознаваемые нормы права.
Государственные органы на этом этапе выполняют роль посредника между людьми и всеобщими для них нормами права. Возникает возможность и обозначается тенденция к обособлению и относительной самостоятельности определенных ветвей государственной
Все это дает полное основание заключить, что без рефлексии оснований права, философского осмысления правовой реальности в целом философская система не может считаться полноценной.
Здесь философия права предстает уже как самостоятельное направление в правоведении, специфический уровень изучения собственно права. Такое философское осмысление права осуществляется правоведами в его большей практической ориентированности, при которой идеальные первоосновы права рассматриваются в тесном соотношении с позитивным правом. Однако и в первом, и во втором случае философия права ориентируется на постижение сущности и смысла права, заключенных в нем начал и принципов.
Кальной, 2006)
Более того, без этой мудрости человечество обречено на произвол игры случая и страстей.
Философия правотворчества. Екатеринбург, 1996; Керимов Д.А. Основы философии права. М., 1992).
И то и другое обусловлено тем, что право не является объектом непосредственного наблюдения.
В частности, был опубликован ряд учебников по данной дисциплине. Однако последствия многолетней изоляции от мирового научного сообщества всё ещё сказываются.
Данное обстоятельство требует чёткого определения её места и роли в системе философии и правоведения. Сегодня сложилось два основных подхода к пониманию дисциплинарного статуса философии права.
очевидны и общепризнанны. Все это имеет большое практическое и научное значение.Но вне сферы юридико-аналитического подхода к позитивному праву (т.
И с этим обстоятельством считается не только юридическая догматика, но и любая философия права.Однако уже на уровне обыденного сознания (при всей его законопослушности и почтении к властям) очевидно, что одно дело — авторитет законодателя и совсем другое дело — разумность, правильность, справедливость самого закона, которым регламентируются все основные стороны жизни человека, его права и обязанности.По своей
— это по существу различные варианты и направления понимания и трактовки естественного права и его соотношения с позитивным правом. Под заметным влиянием естественно-правовых идей развивались и последующие философско-правовые концепции. Так, кантовская метафизическая трактовка соотношения должного права (требований права, диктуемого априорным категорическим императивом практического разума) и сущего права (позитивного права) является своеобразной рационально-философской интерпретацией стандартного положения любого естественно-правового учения: разумное и нравственное по своей природе (и по определению) естественное право — это то должное в сфере права, соответствие которому (и выражение требований которого) является безусловной необходимостью для фактически действующего позитивного права.
У Г. В. Ф. Гегеля (в силу тождества мышления и бытия, разумного и действительного) разумность естественного
Для юридической догматики, занимающейся действующим (позитивным) правом и представляющей собой «юридическое ремесло», согласно Гуго, достаточно эмпирического знания[3].