Оглавление:
С тех пор как добрые люди изуродовали его, он стал жесток и черств». Пилату Иешуа признается, что толпе на ершалаимском базаре
«говорил о том, что рухнет храм старой веры и создастся новый храм истины»
. Прокуратор, страдающий жуткой головной болью, раздраженно возражает: «Зачем же ты, бродяга, на базаре смущал народ, рассказывая про истину, о которой ты не имеешь представления?
Что такое истина?» И слышит в ответ опять спокойный, ровный голос: «Истина прежде всего в том, что у тебя болит голова, и болит так сильно, что ты малодушно помышляешь о смерти.
Ты не только не в силах говорить со мной, но тебе трудно даже глядеть на меня.
И сейчас я невольно являюсь твоим палачом, что меня огорчает. Ты не можешь даже и думать о чем-нибудь и мечтаешь только о том, чтобы пришла твоя собака, единственное, по-видимому, существо, к которому ты привязан. Но мучения твои сейчас кончатся, голова пройдет».
Только что на Патриарших прудах мирно беседовали два вполне заурядных человека и странный профессор с разными глазами, и вдруг “в белом плаще с кровавым подбоем” появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Это имя знакомо, конечно, каждому. Не нужно долго гадать, что это за человек.
А вот имя Иешуа — загадочно, оно не на слуху у людей.
И Пилат с каким-то наслаждением говорит, что, напротив, его считают свирепым чудовищем. Это не пугает и не удивляет арестанта, его, кажется, ничем невозможно удивить.
Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть” (1, 2), а люди будут жить по “доброй воле”, которая представляет собой высший философско-религиозный закон. Понтий Пилат, как человек, живущий в реальном мире, не согласен с такой философией и наглядно доказывает Иешуа, что тот ошибается.
“Добрый человек” Кайфа хотел расправиться с нищим проповедником, так как считал его проповедь о человеке и справедливости опасной для власти иудейских священников.
Сам “добрый человек” Понтий Пилат оказался трусом.
После разговора с Иешуа прокуратор был вполне уверен, что арестованный философ – честный, умный человек, хотя и наивный мечтатель.
Только что на Патриарших прудах мирно беседовали два вполне заурядных человека и странный профессор с разными глазами, и вдруг “в белом плаще с кровавым подбоем” появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Это имя знакомо, конечно, каждому. Не нужно долго гадать, что это за человек. А вот имя Иешуа — загадочно, оно не на слуху у людей.
Хотя ассоциация с Христом возникает еще до того, как мы узнаем имя задержанного, которого привели на суд к Пилату.
Это не пугает и не удивляет арестанта, его, кажется, ничем невозможно удивить.
Почему? Какие проблемы будут разрешаться в романе Булгакова – богословские или реальные, мирские?
Ответ Опальный некогда роман посвящен земной жизни, и не случайно история Иешуа и Пилата будет разворачиваться параллельно с историей Мастера и Маргариты.
Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью.
— презентация
н. э., при котором был казнен Иисус Христос.
Прокуратор — императорский чиновник, обладавший высшей административной и судебной властью в небольшой провинции.
Иешуа Га-Ноцри Иешуа Га-Ноцри — персонаж, восходящий к Иисусу Христу из Евангелий.
И вот прокуратор задаёт «вечный» философский вопрос: «Что такое истина?». В ответ
Га-Ноцри отрицает любое проявление власти, которая незаконно лишает человека права на жизнь.
Иешуа Га-Ноцри и арестовали за его взгляды, которые касаются власти: «не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».
При разговоре с Иешуа Понтий Пилат утверждает: «На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия!».
Он говорит, что совершенно не верит в слова бродяги, что царство истины никогда не настанет.
Иешуа же искренне верит в собственные слова, он надеется, что настанут времена, когда людьми не будут управлять, а они будут жить сами «по доброй воле». Понтий Пилат видит, что Иешуа не похож на настоящего преступника, который подстрекает людей к свержению власти.
Он хочет помочь Га-Ноцри, но понимает, что это
А. Булгакова «Мастер и Маргарита»)
Только что на Патриарших прудах мирно беседовали два вполне заурядных человека и странный профессор с разными глазами, и вдруг “в белом плаще с кровавым подбоем” появляется прокуратор Иудеи Понтий Пилат.
Это имя знакомо, конечно, каждому.
Не нужно долго гадать, что это за человек. А вот имя Иешуа — загадочно, оно не на слуху у людей. Хотя ассоциация с Христом возникает еще до того, как мы узнаем имя задержанного, которого привели на суд к Пилату.
Булгаков намеренно избегает проводить явные параллели Иешуа с Христом, как то: факты биографии, родители, возраст.
Однако прототип Иешуа Га-Ноцри не вызывает сомнения. Для прокуратора поначалу Га-Ноцри — обычный приговоренный. Странный арестант называет прокуратора “добрым человеком”.
Еще никто не позволял себе такого! И Пилат с каким-то наслаждением говорит, что, напротив, его считают свирепым чудовищем. Это не пугает и не удивляет арестанта, его, кажется, ничем невозможно удивить.
Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.
Иешуа мужественно переносит все причиняемые ему страдания. В нем горит огонь всепрощающей любви к людям.
Но прощен прокуратор. В самом конце романа он переступает рамки своей эпохи, время становится для него абстрактным понятием. Луна заливала площадку зелено и ярко, и Маргарита скоро разглядела в пустынной местности кресло, а в нем белую фигуру сидящего человека… Что он говорит спросила Маргарита… Он говорит, раздался голос Воланда, одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность… Универсальное средство убийства! Средство всех времен и народов.
Толпа! Что с нее взять. Но каждый раз он будет просыпаться и каждый раз он будет вновь оказываться лицом к лицу с кровавой действительностью, потому что казнь была.